Минстрой при участии Минпромторга разработал и утвердил дорожную карту по расширению применения металла в строительстве.
Ключевая задача «дорожной карты» – обеспечение реализации возникающего профицита металлопродукции в стране, который трудно преодолеть только за счёт роста темпов строительства при сохранении текущей структуры потребления металла.
Утвержденная Минстроем «дорожная карта» состоит из шестидесяти одного пункта. Из них треть – оперативные меры, которые должны дать эффект к концу 2022 года, остальные рассчитаны на 2023–2025 годы.
В первостепенные задачи включена корректировка требований к огнезащите и оценке огнестойкости стальных конструкций, а также актуализация требований к защите таких конструкций от коррозии.
Предусмотрено внедрение современных и экономически более эффективных конструктивных решений в строительную практику: крупногабаритных строительных блок-модулей, сталебетонных конструктивных решений, современных сталей с повышенными техническими характеристиками по долговечности, прочности, огнестойкости и др.
В более долгосрочной перспективе расширение области применения металла планируется за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Реализация мероприятий по увеличению потребления российского металлопроката в строительстве может обеспечить три — пять миллионов тонн в год дополнительного спроса на стальную продукцию.
Как сталь будут использоваться при строительстве жилья
«Дорожная карта» предполагает разработку специальных правил по проектированию жилья на стальном каркасе при сохранении уровня безопасности людей и материальных ценностей.
Осенью 2022 года должен быть разработан пилотный проект семнадцати этажного жилого дома на стальном каркасе, а к ноябрю 2023 года — типовые проекты подобных домов. Такой тип строительства сократит сроки возведения домов в два-три раза по сравнению с монолитным домостроением. С помощью этих проектов планируется строить жилье, в том числе при реновации жилья и для расселения ветхого и аварийного жилья.
Для застройщиков, которые готовы строить жилье на стальном каркасе, Минстрой предлагает преференции. Это могут быть льготные кредиты на строительство, скидки в тридцать процентов на предоставление земли и льготная ипотека для покупателей.
Где предлагается еще использовать металлоконструкции
План Минстроя предполагает снятие ограничений на применение стальных каркасов. Уже в 2022 году планируется разработать типовые проекты школ, детсадов и мусоросжигательных заводов с использованием стали. ЕВРАЗ уже поставляет сталь на строящиеся мусоросжигательные заводы.
Еще одна возможная область применения стали — строительство быстровозводимых здании? и сооружении? на основе стального каркаса, которые будут храниться на складах МЧС и применяться в чрезвычайных и кризисных ситуациях, зонах бедствии?. С использованием такой технологии планируется строить, например, госпитали, штабы, дома для пострадавших.
Также в «дорожной карте» Минстроя указано, что поддерживать потребление стали планируется в том числе за счет строительства железных и автомобильных дорог, портов и т.п.
В чем плюсы и минусы использования стали
Себестоимость строительства жилья на стальном каркасе на десять процентов выше. Однако за счет сокращения сроков стройки, а значит, и срока, на который застройщик привлекает проектное финансирование, девелоперы могут сэкономить до пятнадцати процентов.
Несмотря на то, что стальные конструкции стоят до двух раз дороже, чем бетонные, они позволяют увеличить полезную площадь. Бетонная колонна занимает площадь около одного квадратного метра, а стальная балка — в разы меньше. При использовании металлоконструкций нужно применять дополнительные пожаростойкие материалы, что может создавать дополнительные сложности и повышать стоимость строительства.
Основной причиной того, что металлоконструкции почти не используются в строительстве жилья, называют отсутствие инфраструктуры для такого строительства и квалифицированных команд сборщиков каркасов. Попытки внедрить использование стальных каркасов в строительстве жилья предпринимаются не меньше десяти лет, но не нашли широкого развития из-за того, что в России традиционно используется железобетон.
По данным Ассоциации развития стального строительства, в России на стальном каркасе строится не более тринадцати процентов зданий. В современной России стальные конструкции использованы для строительства Центра международной торговли, башен в "Москва-Сити" и "Лахта Центр" в Санкт-Петербурге.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»