Как и почему «Металл-Экспо» стала брендом отрасли, а также «учебником» по истории металлургии, рассказывает Александр Романов, сопредседатель оргкомитета «Металл-Экспо», президент Российского союза поставщиков металлопродукции, генеральный директор ИИС «Металлоснабжение и сбыт».
— Александр
Геннадьевич, как все начиналось?
— В 1991 г.
развалился Советский Союз, а с ним
и плановая система хозяйствования.
Практически сразу рухнуло потребление
металлопродукции в России и бывших
союзных республиках, поэтому многие
металлургические предприятия стали
экспортировать продукцию в дальнее
зарубежье. К слову, в СССР
в конце 1980-х годов производилось
сто двадцать миллионов тонн металлопродукции
в год, и большая ее часть
потреблялась внутри страны. Для сравнения:
сейчас на территории бывшего Союза
потребляется порядка шестидесяти
миллионов тонн металлопродукции.
Появилось много бирж, на их базе возникли брокерские конторы, которые фактически взяли на себя функцию товарно-сырьевого снабжения в стране. Механизм был несовершенен и быстро сошел на нет. В 1993–1994 гг. начали формироваться прямые контакты между производителями и потребителями, а также стали появляться металлоторговые компании нового формата. Часть из них образовывалась на базе бывших металлобаз, которые входили в Главснаб СССР, другие — из предприятий, которые останавливали свою деятельность или сокращали производство.
В новой парадигме игроков на металлургическом рынке, очевидно, требовалось какое-то выставочное пространство, где можно было бы свести интересы производителей и потребителей. Поэтому в июне 1994 г. на ВДНХ собралось порядка пятидесяти единомышленников, представлявших металлургические и металлоторговые компании, для обсуждения возможности организации специализированной выставки.
— Как
появилось название «Металл-Экспо»,
которое теперь является брендом
металлургии?
— Вообще,
вначале была другая идея по названию
выставки, но, как оказалось, первый
вариант пересекался с наименованием
одной из компаний на рынке. И тогда
я предложил универсальное название —
«Металл-Экспо», с которым все
согласились. Так, в феврале
1995 г. в Москве на ВДНХ прошла
первая выставка «Металл-Экспо».
— Теперь
кажется необычным проведение «Металл-Экспо»
зимой, все металлурги уже давно
зафиксировали в своем календаре
ежегодную встречу на осенней Неделе
металлов в Москве.
— В первые
пять лет выставка проходила в разное
время, это был поиск самого оптимального
варианта. Первые две выставки прошли
в феврале, следующие две — в июне,
и уже пятая переехала на ноябрь
и тут обосновалась окончательно.
Почему ноябрь? Еще со времен СССР
и плановой экономики именно в ноябре
согласовывались объемы и сроки
поставок, подписывались спецификации
и т.д. Все привыкли к тому, что
в конце года подводятся итоги,
формируются планы компаний —
потребителей и производителей
на следующий год. Поэтому наиболее
подходящим временем для выставки
(и в дальнейшем это подтвердилось)
стал ноябрь.
— За двадцать
пять лет «Металл-Экспо» мигрировала
по территории ВДНХ и даже переезжала
на другую выставочную площадку. С чем
это было связано?
— В первые
годы выставка проходила в 57-м павильоне
ВДНХ — вначале занимала его часть
(около девятисот квадратных метров ),
но уже очень скоро заполнила весь
павильон. «Металл-Экспо» стремительно
росла, и в 2004 г. пришлось
задействовать еще и 20-й павильон,
где разместилась экспозиция цветной
металлургии. Черная металлургия
и машиностроение остались в 57-м. Но чуть
позже стало не хватать и этих двух
павильонов, поэтому оборудование
и технологии для металлургии
и металлообработки переехали
в павильон № 69.
Выставка на три павильона довольно неудобный вариант, как показала практика. Все уже привыкли к павильону № 57 и шли именно туда. Часть посетителей попадала в соседний 20-й и совсем незначительное их количество — в 69-й павильон, который расположен подальше. Рядом с 69-м тогда начали строить новый современный павильон № 75, который соответствовал масштабам «Металл-Экспо» на тот момент, но реализация проекта затянулась на несколько лет. В 2008 г. выставка вынужденно переехала в «Крокус Экспо», и это совпало с кризисом в стране и мире, который случился в августе—сентябре, как раз накануне открытия «Металл-Экспо». Тогда выставка все же состоялась, но в следующем году последствия провала в экономике были ощутимы — «Металл-Экспо’2009» сократилась на треть. Начиная с 2010 года все снова пошло в рост. Выставка вернулась на ВДНХ и на многие годы прописалась в павильоне № 75, который к тому времени уже построили. Сейчас площадей снова не хватает, за двадцать пять лет «Металл-Экспо» выросла в пятьдесят раз и могла быть еще больше, если бы позволяли выставочные площади на ВДНХ. Мы надеемся на новый павильон, который планируется построить на месте бывшего 69-го. В настоящее время его демонтировали, здесь ведутся инженерные изыскания.
— «Металл-Экспо»
не просто выставка. В дни ее проведения
металлурги и их потребители
успевают обсудить в рамках деловой
программы все самые актуальные вопросы.
Как сложилась такая практика?
— Деловая
программа стала формироваться уже
начиная со второй выставки. Конференция
«Российский рынок металлов», которая
традиционно открывает осеннюю Неделю
металлов в Москве, прошла в нынешнем
сезоне двадцать второй раз.
Оргкомитет с самого начала поддержал идею проведения в рамках выставки научно-технических конференций. Экономика на тот момент пребывала в сложнейшем состоянии, а наука ощущала себя еще хуже. Многие научно-исследовательские институты, оставшись без госфинансирования, закрывались. Поскольку выставка — это передовые технологии и оборудование, вполне логичным было стремление поддержать науку на новой выставочной площадке. В соответствии с принятым решением оргкомитет пополнился представителями отраслевых институтов, профессиональных союзов и ассоциаций, которые стали активно появляться во второй половине 1990-х годов и начале 2000-х. Деловая программа, которая закрепилась в повестке дня «Металл-Экспо», стала формироваться с учетом интересов всех участников отрасли металлургии и машиностроения, а также актуальных трендов на рынке. И каждый год она увеличивается, что подтверждает востребованность прямого диалога на профессиональной площадке.
— Многие
говорят о том, что «Металл-Экспо» —
летопись новейшей истории металлургии.
Так ли это?
— Безусловно,
выставка отразила в себе все ключевые
изменения и преобразования
в металлургической промышленности
России и СНГ начиная со времен
развала СССР. Стоит посмотреть на состав
участников выставки в те или иные
годы, чтобы в этом убедиться. К примеру,
очень четко прослеживается период
укрупнения в отрасли, появления
крупных холдингов на базе прежде
самостоятельных предприятий. Если
в 1990-е годы СТЗ, СинТЗ, ВТЗ, ТАГМЕТ
участвовали в «Металл-Экспо» отдельно,
экспонируясь на собственных стендах,
то в середине 2000-х годов
появилась ТМК, куда вошли все эти крупные
производители труб. Также, к примеру,
в 1990-е годы в выставке участвовали
Нижнетагильский металлургический
комбинат, Западно-Сибирский, Новокузнецкий
металлургические комбинаты, которые
впоследствии вошли в ЕВРАЗ. И так
многие предприятия. Ранее они представляли
самостоятельные стенды, а позже вошли
в состав новых холдингов.
В выставке 1990-х годов участвовали
и предприятия, которых сейчас уже
нет. Например, ММЗ «Серп и молот»,
Московский трубный завод «Филит»,
Московский завод по обработке цветных
металлов, Саратовский завод метизов —
все они были в истории металлургии
и остались в летописи «Металл-Экспо».
Северсталь вначале участвовала с Череповецким металлургическим комбинатом, отдельно экспонировались Череповецкий сталепрокатный завод, а также Орловский сталепрокатный и Волгоградский сталепроволочноканатный заводы, которые вошли затем в Северсталь-метиз. Или, например, в 1990-е годы на выставке были представлены Магнитогорский метизно-металлургический и Магнитогорский калибровочный заводы, а сейчас они входят в состав ММК МЕТИЗ.
В период всех этих трансформаций в эпоху глобализации в металлургии 2000–2006 гг. на выставке побывали такие известные вип-персоны металлургии, как А. Мордашов, В. Лисин, В. Рашников, И. Зюзин. Данная тенденция закрепилась в практике главной металлургической выставки, и сейчас сюда постоянно приезжают первые лица компаний.
— Как
поменялся состав участников по сегментам
металлургии?
— Во все
годы в «Металл-Экспо» участвовали
представители всех основных сегментов
металлургического бизнеса —
производители металлопродукции,
оборудования и технологий для
металлургии, металлотрейдеры, сервисные
компании. Но соотношение тех или иных
групп участников изменилось, что также
связано с развитием самой отрасли.
В 2000-е годы в выставке участвовало
достаточно много трейдеров. В настоящее
время тренд поменялся — значительное
число трейдеров развили производственный
бизнес, стали металлосервисными центрами.
Б?льшую часть экспозиций сейчас занимают
производители, сервисные металлоцентры,
занимающиеся металлопереработкой,
производители оборудования для
изготовления продукции высоких переделов.
Но так и должно быть. «Металл-Экспо»
отражает тенденции развития металлургической
индустрии.
— Что
можно сказать об участниках первой
выставки «Металл-Экспо», почему они
в 1995 г. решили принять участие
в неизвестном тогда мероприятии?
— Надо
сказать, что выставочная деятельность
в 1990-е годы переживала нелегкие
времена, так же как экономика
переходного периода. На главной
выставочной площадке — ВДНХ в основном
цвела барахолка, отраслевые выставки
находились в зачаточном состоянии.
Небольшие выставки с участием
металлургических предприятий проходили
в регионах, но были больше дежурными.
Специализированых металлургических
выставок в масштабе страны тогда
не проводилось вообще. Поэтому идея
объединения на общей площадке
представителей металлургической
индустрии России и стран СНГ оказалась
довольно привлекательной.
Однако
первая выставка была довольно слабенькой —
и по уровню представительства
участников, и по экспозициям.
Компании тогда еще не умели представлять
себя. Стенды были стандартными,
из раздаточных материалов присутствовали
только размноженные прайс-листы. Никакой
специфической сувенирной продукции,
буклетов в полиграфическом исполнении.
Работавшие на стенде специалисты,
в основном рядовые менеджеры, уже
со второго дня нацеливались главным
образом на московские магазины. Это
тоже примета времени —
в середине 1990-х годов в регионах
не было такого разнообразия товаров,
как в столице. Получилось так, что
для многих стендистов первой выставки
командировка стала и счастливой
возможностью пройтись по московским
торговым точкам.
— Как
поменялись цели и задачи участников
«Металл-Экспо» за эти 25 лет, как
они эволюционировали и что сейчас
важно для экспонентов?
— До «Металл-Экспо»,
первой отраслевой металлургической
выставки, стартовавшей в 1995 г.,
предприятия принимали участие в выставках
товаров народного потребления. На каждом
металлургическом предприятии в советские
времена действовали производства
товаров народного потребления. Например,
на Кольчугинском заводе ОЦМ
изготавливали подстаканники, на ТАГМЕТе —
хрусталь, на ЧерМК из электросварных
труб производили кровати. И на первых
выставках «Металл-Экспо», например,
на стенде Северстали были представлены
помимо прочего кровати и кресла,
сделанные из профильных и электросварных
труб. Потом это направление постепенно
отошло, и акцент делался уже на основное
производство — производители начали
представлять и продвигать на выставочной
площадке свои ключевые возможности.
В дальнейшем участники выставки стали активно приглашать на «Металл-Экспо» своих партнеров-потребителей, вовлекать их в деловую программу форума, в том числе организовывать для них специальные мероприятия. Клиентоориентированность стала главным постулатом эффективных компаний современной экономики. Данный тренд нашел отражение и в интерьере «Металл-Экспо». Высочайший уровень экспозиций, разнообразие раздаточного материала, совершенно новое качество организации работы на стендах, включая участие топ-менеджеров компаний, — все это подтверждает значимость «Металл-Экспо» для ее участников. Выставочная площадка позволяет компаниям целенаправленно и с высокой эффективностью решать конкретные задачи и достигать поставленных целей.
— Каково
будущее «Металл-Экспо», что ожидает
главный форум металлургов
в перспективе?
— У выставки
очень хороший задел роста. Зарубежные
компании заинтересованы в расширении
присутствия на российском рынке
и проявляют активный интерес
к «Металл-Экспо». Уже сейчас почти
половина участников — зарубежные.
Только из стран Евросоюза участвуют
порядка 140 компаний, несмотря
на санкции. Китай ежегодно увеличивает
присутствие на «Металл-Экспо»,
представляя не только продукцию
черной и цветной металлургии,
огнеупорные материалы, но и оборудование
и технологии — тяжелое машиностроение
в КНР активно развивается и китайские
компании заинтересованы в его
продвижении. Машиностроительный сегмент,
безусловно, на выставке будет
расширяться. В целом есть несколько
направлений, которые можно активно
развивать в рамках «Металл-Экспо»,
но пока мы не можем их запустить
из-за нехватки выставочных площадей.
Самый главный на сегодня итог «Металл-Экспо» и в то же время задел на будущее — выставка востребована, ее высоко оценивают все участники. Огромный потенциал «Металл-Экспо», уникальные возможности этой площадки для компаний-участников однозначно свидетельствуют о больших перспективах металлургического форума.
Также в конце 1990-х — начале 2000-х годов появлялись новые холдинги, такие как МАИР, ЭСТАР, Макси-групп, которые по разным причинам не смогли развиться и закрылись. Отдельные предприятия, входившие в них, стали самостоятельными или влились в другие холдинги. Так, Ревдинский метизно-металлургический завод и Нижнесергинский металлургический завод теперь в составе Группы НЛМК. А, например, Энгельсский трубопрокатный завод из ЭСТАРа стал самостоятельным предприятием.
metalinfo.ru